Касса:­ (4942) 31-20-29

Здание

Здание на Островского, 5, которое у нескольких поколений костромичей ассоциируется с Костромским областным театром кукол, старинное, построено в 1896 году, и имеет очень интересную историю. Здание строилось по инициативе педагога Евгения Милиевича Микифорова для организации народных чтений (лекций) и народной библиотеки. Лекции Евгения Милиевича были настолько популярны, что даже достаточно просторныен помещения, которые предоставляли для них, не годились и не вмещали в себя всех желающих. Лекции касались всех сфер знания, но лекции были не простые, в сопровождении диапозитивов - «туманных картин» или, как говорили в народе «волшебного фонаря». Примерно в 1890 году начался сбор средств для постройки народной читальни. Пожертвования поступали очень хорошо, тем более что было решено назвать будущую читальню именем недавно умершего драматурга Александра Николаевича Островского. В 1893 году инженер Иван Брюханов создал проект, был заложен фундамент на Петропавловском бульваре – части самой древней улицы Костромы – Мшанской, также именуемой Московской (сегодня ул. Островского). 
Не всё всегда шло гладко. События стали развиваться стремительно, когда артисты Малого театра получили Высочайшее разрешение сыграть благотворительный спектакль по пьесам Островского в пользу постройки читальни на родине великого драматурга. Спектакль состоялся 25 апреля 1895 года. Местные власти, некоторое время препятствовавшие развитию дела Микифорова, стали союзниками любимого народом учителя.

%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B5%20%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5.jpg

Начало ХХ в. Фотография предоставлена ГАКО


Исторические материалы:
В свете волшебного фонаря//Губернский дом 2002/1-2.pdf

Открытие читальни состоялось 1 октября 1896 года в присутствии вдовы драматурга Марии Васильевны Островской и его сыновей Сергея и Александра. Первая лекция, естественно, была посвящена писателю, который в истории театра не случайно назван “отцом русского театра”. Уже спустя два года после открытия здесь же стал зарождаться народный театр, была обустроена сцена.

В годы Первой Мировой войны в этом здании размещался госпиталь. А в 1920-х годах действовала драматическая студия – Костромской театр студийных постановок, которую организовал Алексей Попов (1992-1961), бывший актёр МХАТа, видный советский режиссер, в 1930–50-е гг – главный режиссёр Театра Революции и Центрального театра Красной Армии. Позже, уже после отъезда Попова, студия преобразована в Театр юного зрителя. Здесь начинал свою театральную карьеру, но как актёр, известный советский драматург Виктор Розов (1913-2004), автор многих пьес, ставших культовыми.

Виктор Розов, драматург: «Потом мы с группой энтузиастов создали театр юного зрителя. Сначала самодеятельный, потом он окреп и превратился в профессиональный. В Москву я поехал в двадцать лет, числясь актёром этого ТЮЗа» (Виктор Розов в интервью журналу «Современная драматургия», 1993 год).

В конце 1940-х в стенах бывшей читальни объявился ещё один театральный «ребёнок» – театр кукол. Так «читальный дом», когда-то строившийся на пожертвования легендарных драматических артистов и носивший имя великого драматурга Островского, навсегда становится театральным домом.

От народной читальни нам достались потайные лестницы и таинственные подземелья, невысокие потолки и узкие коридоры – всё то, чего не видит рядовой зритель. А вот нарядное крыльцо и изящная башня, диковинное фойе и уютный зал нам подарил архитектор Иосиф Дашевский. В 1980-1990-е годы он превратил старинное здание в сказочный замок: победив в конкурсе на лучший проект реконструкции, объявленном Попечительским советом театра, благодаря гранту губернатора Костромской области почти полностью изменил зрительный зал, украсил фасад и надстроил башни, «приподнял» потолки и обновил занавес, создал витражи и «заколдовал» фойе.

 Иосиф Дашевский, художник: «Керамическое панно в фойе театра изображает (если «прочитывать» его слева направо), как развивалось кукольное искусство – от античности до двадцатого века»

Крошечный домик разросся вширь и устремился ввысь. В какие-то десять лет превратился в настоящий Дом Сказки. Спустя четверть века после волшебной реконструкции прогуливаясь по этому дому уже со своими внуками, Иосиф Дашевский с сожалением констатирует: «Не всё из того, что задумывалось, удалось воплотить в жизнь. На главной башне, например, должны были быть настоящие часы, идущие часы...».

Грядёт новая реконструкция. Может быть, появяться и часы. Настоящие.

img20190703_17033624%20(%D0%9A%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C).jpg

Между 1946 и 1970-м. Фотография предоставлена ГАКО

 

Исторические материалы (документ предоставлен ГАКО): 
Паспорт памятника культуры. Народная читальня.pdf

 

 

GT3FUaz8TFU.jpg