Касса:­ (4942) 31-20-29

"Вишнёвый сад" как библейский Исаак

2 октября состоялся видеопоказ киноверсии спектакля Театра им.А.С.Пушкина "Вишнёвый сад" в постановке Владимира Мирзоева (2015 год) с Викторией Исаковой и Александром Петровым. Сегодня нас было немного - и погода не располагает, да и аудитория у нас пока небольшая.

Постановку нельзя назвать очень простой для восприятия. Здесь физический, реальный план в поведении персонажей, как лента Мёбиуса, перекручивается в психологический, болезненный, внутренний мир, наравне с обычными людьми сосуществуют совершенно инфернальные персонажи. Здесь живые умерли раньше остановки сердца, а кто-то даже не родился; мёртвые (сын Раневской Гриша) не отпускают живых, не дают будущего. Как раз тот случай, который имел в виду Жан Ануй, уверяя - прошлое не даёт быть счастливыми в настоящем. Они движутся, как брейгелевские слепые, потерявшие ориентир. Покупка сада даже членом своей "команды" здесь как снятие Исаака с жертвенника - остался жить, но с жизнью попрощался. Продажа сада как кощунство при внутреннем расставании со своим садом - символом рода, мифического золотого века - состоялось. Психологи уверяют, что нередко проще пережить смерть любимого, чем расставание: смерть очевидна, констатируема, объяснима и необратима, при расставании с живым человеком остаётся надежда при самых рациональных формулировках невозможного и непонимание того, почему это происходит. А вдруг чудо случится...

Мирзоев выстроил сложные любовные связи, не банальный треугольник - сложнейший стереогранник, задачка без шансов на решение; впрочем, похоже, так чаще всего и бывает. Никто ни с кем не склеивается, так как люди друг к другу - как бесконечная цепь домино.

Ирина Пекарская