Касса:­ (4942) 31-20-29

I онлайн-фест. 19-22/05/20

Межрегиональный онлайн-фестиваль театров кукол «Кукольный остров»
как ответ на вызов времени

Есть такой театральный термин – «предлагаемые обстоятельства», то есть ситуация, в которой находится герой спектакля и в которую актёр мысленно должен себя поместить.

А вот нам реальные условия. Непривычные, нетипичные – такие же странные, как для актёра предлагаемые обстоятельства на сцене. Что будем делать? Ждать, когда пронесёт, или попробуем придумать что-то такое, что для нас не характерно в обычной жизни?

«Давайте проведём онлайн-фестиваль кукольный!» - сказали в Театре кукол. Нельзя спектакли играть? Значит, один артист и одна кукла. Главное, чтобы профессиональный и представлял реальный театр и реальный спектакль. Как назовём? «Кукольный остров» - остров он как бы отдельно существует, изолирован морем от большой земли, а с другой стороны – Костромской театр кукол находится на Островского, 5.

Хотели движения – получили: Костромской областной театр кукол провёл Межрегиональный фестиваль «Кукольный остров», в котором приняли участие и солидные государственные театры, и небольшие семейные профессиональные коллективы, охватив географию от Якутии до Невы и Волги. 16 участников – организаторы любого фестиваля согласятся, что это немало.

Чем этот фестиваль первый? Онлайн-фестивали есть, идут сейчас, в том числе и театров кукол. Но нет ни одного, в котором театр по условиям представлял бы один артист, одна кукла с выступлением-импровизацией, с реальным общением. Выступления должны были быть миниатюрными – не более четверти часа, но как показала практика, достаточно и десяти минут. Специфическим было и жюри – победителей во всех трёх номинациях выбирали зрители.

День первый

Многих очаровало самое первое выступление – открыл фестиваль нижегородский независимый Театр кукол «Мабу», а именно кот Боб и актёр и режиссёр Сергей Маврин. Он рассказал сказку, предполагающую интерактив, о мечте – историю дерева, которое хотело быть котом. Не птицей, не мачтой, не луной – котом. Философская изящная история, в том числе и о том, что по пути к мечте можно много потерять, но, вероятно, ваша мечта стоит того. Нежная, искренняя работа артиста, его рассказ, пластика достойны внимания и зрителей, и профессионалов.

Первые исполнители очень волновались – в камеру работать многим непривычно, и, по большому счёту, участники ступали на терра инкогнита – импровизационный онлайн-фестиваль. Липецкий лабораторный театр Ивана Карпова «Под деревом» кроме всего прочего решился на эксперимент: Иван впервые для себя вышел в образе самом традиционном – Петрушки. С пищиком, дубинкой, площадной коробкой-ширмой. Первый день был днём риска – ещё не очень понятно было, как работать с камерой, и Петрушка Ивана Карпова был слишком далеко от объектива. Тем не менее персонаж получился и вздорным, и нежным как ребёнок, с перепадами настроения, как у пятилетнего малыша.

Так получилось, что в первый день в основном выступали независимые театры как более лёгкие на подъём, мобильные, у них всегда есть что-нибудь камерное для работы с аудиторией.

Театр кукол «Лель» из Хвалынска Саратовской области представляла самая простая вязаная петрушечная Лиса Патрикеевна и молодая актриса Ксения Колпаченко. Она и о себе рассказала, и песню спела, и хвостиком вильнула. Собственно говоря, кроме куклы в выступлении ни декораций, ни бутафории и не было – лисичка работала крупным планом, что было безусловным плюсом номера. Зрителей Ксения Колпаченко со своей вязаной героиней очаровала самым удивительным образом.

Владимирский областной театр кукол вывел на сцену…пардон, за ширму серьёзного злодея – Епископа из спектакля «Дикие лебеди». Епископ мечтал о власти, о короне, но корона получилась не та,  и герой артиста Бориса Кузова огорчённо швырнул маску. Хорошая высокая (сантиметров 80) гапитно-тростевая кукла, опытный, интересный артист.

Завершал первый день онлайн-фестиваля независимый проект Софьи Гайдуковой и Константина Матулевского из Москвы – хореографический фрагмент с «Рукой неизвестного» из постановки «ИшТаб», вошедшей в лонг-лист «Золотой Маски». Софья Гайдукова представила пример синтетического искусства, сочетающего контемпорари данс с предметно-объектным театром, в основном непривычного для нашего региона. Кукла – рука в натуральную величину – производила разнообразные манипуляции со своим кукловодом – и ласкала, и грубо приставала, душила и воскрешала.

День второй

Второй день открывала заслуженная артистка Республики Саха Кристина Никифорова и кукла Боба из Республиканского театра кукол Республики Саха. В это время в Нерюнгри уже наступила полночь! Простая, но удобная маппетная кукла лучше многих смотрелась в кадре: большое преимущество – открывающийся рот – делает её более выразительной при произнесении текстов. Боба рассказал и фрагмент из «Тараканища», и «Быть или не быть», и успел переодеться – как он объяснил, в театре самое главное – перевоплощение. В завершение своего выступления Кристина Никифорова рассказала о себе, о театре и сыграла на варгане, продемонстрировав профессионализм и талант.

Магнитогорский театр куклы и актёра «Буратино» представил свою историческую куклу, которая и принесла название театру – Буратино из спектакля основателей театра Виктора Шраймана и Марка Борнштейна 1973 года. Курносый сорванец и актриса Ирина Барановская представили свою презентацию театра, рассказав обо всём.

Нижнетагильский театр кукол показал достаточно сложную композицию – некрупная штоковая марионетка Фавн и Роман Брилёв на фоне проекции показали историю и репертуар театра и спели – Фавн из спектакля-оперы «Кукольный голос». Безусловно, постановка должна быть интересной, но для немОщной камеры картинка, пожалуй, была слишком сложносочинённой.

Московский независимый театр «Чудеса под зонтиком» знаменателен для «Кукольного острова» тем, что подал заявку на участие в фестивале первым. Но это не единственное достоинство коллектива. Хорошая, выразительная планшетная кукла медвежонок Паддингтон и талантливая актриса Любовь Румянцева показали не только хорошую работу в тандеме, но и необычный урок английского языка.

Венчали второй день ослик Иа и заслуженный артист России Сергей Рябинин – костромичи, хозяева фестиваля. Сочинённый специально для фестиваля текст с узнаваемой фразой героя «Душераздирающее зрелище!», песней а-ля Джо Дассен – получился композиционно цельный номер, не затянутый, но, пожалуй, амплитуда перехода из печали в радость в финале была не очень выраженной. Получилась драма.

День третий

Третий день фестиваля был самым длинным – выступили 6 участников и у каждого из них номер по продолжительности приближался к допустимому условиями фестиваля максимуму – 15 минут. Уже во второй день было понятно, что четверть часа на экране для кукольного номера – много.

Открывали программу третьего дня опять дальние гости – Царь и заслуженная артистка России Ольга Сторожева из Театра кукол «Золотой ключик» города Железногорска Красноярского края. И Царь, и образ сказительницы, созданный Ольгой Геннадьевной, тронул многих зрителей традиционностью, сказочным обаянием.

Ульяновский театр кукол вывел за ширму родного брата липецкого героя – Петрушку, Петра Петровича Уксусова. Тот же диалог актёра (Иван Луценко) и куклы, но ульяновцы добавили своему Петрушки компанию за счёт видеоизображения – его оппоненты появлялись как бы по скайпу. Герой боролся со скайпом и в итоге – по сценарию – выключил и звонок из Костромы. Остроумные ребята.

Орловский театр кукол и Городской детский центр театра и кино «Крошка» из Саранска представляли потешные обаятельные Цыплёнок Петя (актриса Раиса Овсянникова) и Козлёнок (актриса Наталья Челядина). Оба выступления строились по сходной схеме. Раиса Овсянникова за своё выступление рассказала обо всех направлениях деятельности театра – это был почти доклад в диалоге с цыплёнком. Наталья Челядина более значимую роль отвела кукле. Её Козлёнок оказался не только киногеничен – достаточно крупная подвижная марионетка, с выразительной мордочкой и работающим ротиком, но и правильно представлен в кадре: и крупным планом, и в движении, без привязки к декорациям. Только табуретка, которая позволила лучше показать пластические возможности куклы. Когда было открыто голосование, именно Козлёнок долго держался в топе у зрителей.

Театр кукол Республики Марий Эл представляли Вещая Ворона и Галина Ковалёва. Они так же рассказывали о театре, вели диалог между собой. Хорошая, крупная кукла вороны, с которой можно создать эффект живого существа, обаятельная, харизматичная актриса. Они были бы эффектнее, если бы не так были привязаны к декорации, ближе работали к камере и оператор мог бы реагировать на исполнителей.

Завершала фестиваль ни много, ни мало – Баба Яга из питерского независимого театра для детей и юношества «Весёлая Бабака» и актриса и режиссёр Виктория Матвеева. Виктория не кукловод, он актриса театра и кино, но куклы участвуют почти во всех постановках её театра. Она играла вместе со своей куклой, не боясь выглядеть смешной или некрасивой.

День четвёртый

Интрига – зрительское голосование. Весь день «бежали» наперегонки в основном два лидера – хвалынская Лиса Патрикеевна и Козлик из Саранска, ближе к вечеру выдвинулась Вещая Ворона. Кроме Лисы почти все лидеры голосования были участниками последнего эфирного дня. К моменту, когда голосование было остановлено в прямом эфире, во всех трёх номинациях лидировала Лисичка. Руководитель хвалынского театра кукол «Лель» Егор Покровский взял себе приз только в одной номинации – «Театр, который хотелось бы посетить», две другие он попросил передать другим лидерам голосования. Так, победителем в номинации «Лучшая актриса» Стала Галина Ковалёва из Республиканского театра кукол Республики Марий Эл, приз «Лучшая кукла» заслуженно достался Козлику из Городского театра кукол «Крошка» из Саранска.

Участники фестиваля остались довольны организованным костромичами онлайн-фестивалем – вызов времени принят, кукольники получили и новый опыт, и общение, и увидели, кого же выбирает зритель. Очевидно, театральным кукловодам стоит осваивать новый жанр, который пригодится и после снятия ограничений – жанр ведущих эфира. И зрители, и участники отметили талант куклы-ведущего эфиров фестиваля – Гапита Монтюрыча Шток-из-Рук. Прекрасные голос, владение куклой, профессионализм, реакция, кукла выразительная – приятно получать похвалы от коллег.  Гапит – творение бывшего главного художника Костромского театра кукол Ирины Васильевны Мельниковой, управляет куклой главный режиссёр Костромского кукольного Михаил Логинов.

Проект оценил губернатор Костромской области Сергей Ситников и предложил делать следующий фестиваль международным (беседу у с директором Театра кукол Алесандром Усердиным можно посмотреть на канале в YouTube

Вызов времени принят, теперь нужно развивать то, что удалось создать. Следующий онлайн-фестиваль профессиональных театров кукол «Кукольный остров» не за горами – он состоится в сентябре. С учётом уже полученного опыта, будет внесён ряд важных изменений: главным станет профессиональное жюри, зрители будут определять приз зрительских симпатий. Выступления станут короче и, вероятно, появится таймер, который будет контролировать продолжительность каждого мини-шоу. Кроме этого, костромской «Остров» станет международным. Интересно, как поживают куклы на других континентах, верно?

Костромской областной театр кукол
благодарит за поддержку:

  • Департамент культуры Костромской области
  • Информационный портал администрации Костромской области «СМИ44»
  • Интернет-журнал «Костроматурс»
  • Городской информационный портал «ГородОк»

Организаторы и участники:

Идея:
Александр Усердин

Ведущие:
Ирина Пекарская
Михаил Логинов

Режиссёр эфира, видеодизайн:
Александр Усердин

Оператор:
Ян Комков

Художник по свету:
Дмитрий Луценко

Артисты:
Екатерина Чемкова
Евгения Николаева
Алёна Крылова
Мария Логинова
Андрей Беляев

Интернет-контент, дизайн:
Ирина Пекарская

Административная команда:
Юлия Филатова
Надежда Перепёлкина

В онлайн-фестивале принимали участие:

  1. Театр кукол «Мабу», г.Нижний Новгород. Артист Сергей Маврин и кукла кот Боб
  2. Театр кукол «Под деревом», г.Липецк. Артист Иван Карпов и кукла Петрушка
  3. Театр кукол «Лель», г. Хвалынск Саратовской области. Актриса Ксения Колпаченко и кукла Лиса Патрикеевна
  4. Владимирский областной театр кукол. Артист Борис Кузов и кукла Епископ
  5. Независимый проект Софьи Гайдуковой и Константина Матулевского, г.Москва. 
    Актриса Софья Гайдукова и «Рука неизвестного»
  6. Республиканский театр Республики Саха, г.Нерюнгри. Актриса Кристина Никифорова и кукла Боба
  7. Магнитогорский театр куклы и актёра «Буратино». Актриса Ирина Барановская и кукла Буратино.
  8. Нижнетагильский театр кукол. 
    Артист Роман Брилёв и кукла Фавн
  9. Театр «Чудеса под зонтиком», г.Москва.  Актриса Любовь Румянцева и кукла медвежонок Паддингтон
  10. Костромской областной театр кукол. Артист Сергей Рябинин и кукла ослик Иа
  11. Театр кукол «Золотой ключик», г.Железногорск Красноярского края. Актриса Ольга Сторожева и кукла Царь
  12. Ульяновский театр кукол. Артист Иван Луценко и кукла Петрушка
  13. Орловский театр кукол. Актриса Раиса Овсянникова и кукла цыплёнок Петя
  14. Городской детский центр театра и кино «Крошка», г.Саранск. Наталья Челядина и кукла Козлик
  15. Республиканский театр кукол Марий Эл, г.Йошкар-Ола. Актриса Галина Ковалёва и кукла Вещая Ворона
  16. Театр для детей и юношества «Весёлая Бабака», г. Санкт-Петербург. Актриса Виктория Матвеева и кукла Баба Яга