Проекты

«Театр на подушках»

Все думают: театр – такое дело. Входишь чинно, усаживаешься поудобнее, тихонечко смотришь... И только маленькие костромичи знают правду: в театр на самом деле можно вбегать, запрыгивать и даже заползать. Здесь совсем не обязательно сидеть, особенно если так и тянет прилечь. И, конечно, абсолютную тишину иногда стоит нарушать – тем более, когда об этом просят прямо со сцены! Со сцены «Театра на подушках» – самого крохотного театра для самых крохотных зрителей. А ещё самого «домашнего», самого демократичного, самого интерактивного театра на свете.

Братья у него есть по всей стране: «Театр на ладошке» в Москве и «Театр в ладошках» на Сахалине, «Крошка Арт» в Петербурге, «Mamin-зал» в Екатеринбурге и «Baby-театр» в Оренбурге. Но костромской «Театр на подушках» всё-таки особенный: здесь, в таинственном полумраке главного театрального фойе, среди таких манящих волшебных подушек, не обычные спектакли проходят – здесь витают сказочные сны. Чтобы увидеть их, достаточно просто закрыть глаза...

Стартовавший в 2012 году при поддержке Костромского отделения Союза театральных деятелей России проект для самых маленьких зрителей «Театр на подушках» сразу оправдал своё название. В камерном пространстве, буквально усеянном разноцветными подушками, в начале каждого представления объявляется «тихий час понарошку». И малыши, которым только-только исполнилось полтора, вместе с родителями устраиваясь поудобнее, видят один сказочный сон на всех.

В этом «сне понарошку» можно побывать на Луне и вместе с лунными жителями перевоспитать прожорливую мышку. А можно отправиться на Солнце и, подружившись с его светлыми обитателями, одолеть вредного червячка – на спектакле «Чудо-зонтик» малышей и их родителей ждут самые невероятные путешествия. На спектакле «Про мышонка» никто не выходит из уютной спаленки, но приключения поджидают маленьких зрителей и здесь, ведь в крохотную спаленку бессонного мышонка наведываются то тётя свинка, то тётя утка, то сама огромная тётя лошадь...

Населённые яркими куклами, простые по сюжету, максимально интерактивные и очень музыкальные спектакли «Театра на подушках» в игровой форме знакомят малышей, которым ещё сложно усидеть в зрительном зале, с настоящим театральным пространством. А главное – приучают их не бояться этого пространства, ощущая себя в театре как дома. Недаром в нашем «домашнем» «Театре на подушках» прямо во время представления можно запросто лежать, ходить (только осторожно!), а ещё тихонечко-тихонечко разговаривать и, конечно, подпевать героям спектакля. 

Репертуар «Театра на подушках»:

М. Логинов «Чудо-зонтик»

М. Логинов «Про мышонка»

Г. Ландау «Заяц, лиса и петух»

Н. Гернет «Гусёнок»

 

Межрегиональный фестиваль театров кукол «Волжские встречи»

Как фестиваль назовёшь, так он и заживёт. «Волжские встречи» – не «Рабочая лошадка», не «Петрушка Великий» и уж, конечно, не «Золотая маска». А потому костромской фестиваль не устраивает смотр самых «рабочих» (в смысле, постоянно выходящих на зрителя и регулярно «делающих кассу») спектаклей, не посвящается Петрушке и не вручает престижнейшие премии страны. Он просто даёт возможность встретиться на берегах Волги кукольникам из разных регионов России. Позволяет артистам, порой не пересекающихся годами, наконец увидеть друг друга, а зрителям в кои-то веки – увидеть театр кукол. Во всём его многообразии.

От «Конька-Горбунка», рассказанного скоморохами, до «Братец Лис & Братец Кролик», разыгранного ковбоями; от знакомого каждому ребёнку «Буратино» до «Ханумы», понять которую может только взрослый; от камерного «Гуси-лебеди, или Привередница» до «Любви к одному апельсину», едва поместившемуся на большой драматической сцене, – вот такое разнообразие театра кукол осенью 2010 года продемонстрировал I Межрегиональный фестиваль «Волжские встречи». Целую неделю, с 4 по 10 октября, на подмостках Костромского областного театра кукол и Костромского государственного драматического театра имени А. Н. Островского хозяйничали артисты-кукольники из Вологды и Кирова, Владимира и Ярославля, Волгограда и Татарстана, Иванова, Пензы и Москвы. Целую неделю Кострома восхищалась режиссурой знаменитых Владимира Бирюкова, Николая Боровкова и Якова Мера. И хотя уже тогда на спектаклях новорождённого фестиваля были замечены маститые театральные критики, наш первый форум всё-таки был неконкурсным.

Чего не скажешь о форуме втором: II Межрегиональный фестиваль театров кукол «Волжские встречи» в октябре 2012-го собрал на костромской земле не только интересные коллективы (на сей раз из Коломны, Владимира, Новокузнецка, Вологды, Белгорода, Ярославля, Иванова и Тулы), но и серьёзное жюри. Неоднократный лауреат Высшей национальной театральной премии России «Золотая маска», режиссёр с мировым именем Евгений Ибрагимов, петербургский критик Арина Шепелева и московский критик Алексей Гончаренко, а также профессор Костромского госуниверситета, культуролог Ирина Едошина шесть дней, с 23 по 28 октября, среди многочисленных участников фестиваля выбирали немногих лауреатов. А выбирать действительно было из кого.

Посвящённый 1150-летию зарождения Российской государственности и поддержанный Министерством культуры России II Межрегиональный фестиваль «Волжские встречи» в 2012 году стал едва ли не единственным в стране смотром кукольных патриотических спектаклей. «Кукольных патриотических» значит серьёзных-экспериментальных: говорить с самыми маленькими о самом большом – Родине можно только на необычном языке и с проникновенной интонацией. Они смогли.

Пока ястребок из одноимённого спектакля Владимирского областного театра кукол на своих бумажных крылышках летел прямо в логово фашистов, маленькие костромичи по-настоящему плакали. Когда огромный царь Пётр возводил роскошный царь-город (Петербург, конечно!) – дружно и с радостью помогали. Ну, а если на сцену выпархивала в алом вологодская Кармен, тут уж радовались взрослые... Впрочем, испанская страсть на фестивале, посвящённом русскому патриотизму, конечно, объявилась вне конкурса. Скорее, как подарок от знаменитого режиссёра Бориса Константинова.            

Ну, а главные подарки – дипломы победителей и символы фестиваля – получили Белгородский государственный театр кукол: их «Петрушка на войне» стал лучшим спектаклем, а поставивший его Геннадий Шугуровлучшим режиссёром вторых «Волжских встреч». Дипломы в номинации «Лучшая мужская роль» и «Лучшая женская роль» увёз в Ярославль... один актёр – Ярослав Узенюк из театра-студии «Ёжики», сыгравший  в спектакле «Как валенки Землю грели» и Змея Горыныча, и Бабу Ягу. Лучшим же музыкальным оформлением жюри признало музыкальное оформление спектакля «Тяга земная» Камерного театра «Пилигрим» из Коломны.     

И хотя «Волжские встречи» пока случились всего лишь два раза, добрые традиции у них уже появились. Традиционно Межрегиональный фестиваль театров кукол в Костроме проходит при поддержке областной администрации и департамента культуры. И, конечно, не без поддержки региональных властей мы планируем организовать третьи «Встречи» в 2016 году – в год 80-летия Костромского областного театра кукол.

 

Областной фестиваль детских студий и кружков театра кукол «Ефимов ключик»

«Пишут вам ребята из кружка кукольного театра «Золотой ключик» села Григорцево Нерехтского района при Доме культуры. Мы уже больше года занимаемся в этом кружке, поставили двенадцать спектаклей, где показали сказки «Репка», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Снегурушка и Лиса», «Теремок», «ЧП с Дедом Морозом», «Медовая каша». Наши зрители – это дети детского сада, центра «Радуга», школы и, конечно, взрослые. <...> Мы приглашаем посетить наш Дом культуры...». На такие письма трудно не откликнуться. Он бы, конечно, откликнулся сразу – Ефим Васильевич Честняков, даже никаких писем не получая, деревенским детишкам посвятил едва ли не всю свою жизнь. Самобытный, загадочный и чудаковатый художник и писатель в четырёхстах километрах от Костромы, неподалёку от крохотного Кологрива, мог часами рассказывать и показывать шабловской ребятне свои удивительные сказки. Спустя почти полтора столетия в память о родниково-чистом даре Честнякова в Костромском областном театре кукол начал биться «Ефимов ключик».

Ефим любил театр кукол (сказки свои показывал с помощью самодельных глиняных фигурок – и только так). Театр кукол не мог не ответить взаимностью: в последней трети XX века, когда давно упокоившегося и крепко забытого Честнякова вдруг заново открыли искусствоведы, в Костроме появились сразу два кукольных спектакля по мотивам его произведений – «Щедрое яблоко» и «Ефимкин фестиваль» до сих пор в репертуаре областного театра кукол. И вместе с ними сегодня о Ефиме Васильевиче напоминает региональный фестиваль детских студий и кружков театра кукол «Ефимов ключик».

Первый смотр детских «кукольных» кружков со всей области намечался ещё в 2002-м. В 2009-м наконец появились и долгожданное имя, и официальное положение фестиваля. А осенью 2011-го «Ефимов ключик» забился в полную силу: профессиональные кукольники, режиссёры, артисты и художники (как и обещали, отвечая на многочисленные детские письма), отправились прямо в гости к юным кукольникам.

И обнаружили, что некоторые кружки любым театрам дадут фору: здесь – чин чином – и гардеробы с номерками, и гримёрные с зеркалами, и мягкие кресла. Здесь играют – невероятно, но факт – и историю сватовства Петра Петровича Уксусова, и «сагу» о ледяной и лубяной избушках. А потому по итогам «Ефимова ключика-2011» восхищённое жюри вручило детским «кукольным» кружкам и студиям сразу четыре главных приза (их получили детские сады №35, №38, №62 и студия «Жар-птица» посёлка Никольское) – «За создание театрального пространства», «За развитие традиций народного театра», «За богатство выразительных средств» и «За ансамблевое мастерство». Вы тоже претендуете на главный приз – следующего «Ефимова ключика»? Тогда пишите письма!