Театр

Даже театру легендарного Образцова – Центральному театру кукол в Москве – в 1936-м ещё только пять лет. Ну и откуда бы в Костроме в это время театру кукол взяться? Все думали, что неоткуда, но вдруг появились они – энтузиасты. Из «ничего» сделали кукол, на месте «негде» устроили репетиционную площадку и вопреки вечному «некогда» назначили дату первого представления. 7 ноября 1936 года Кострома увидела кукольную «Лисичку-сестричку» по одноимённой пьесе товарища Федотова «для ребят-дошкольников», разыгранную шестью артистами местного ТЮЗа, – этот день и стал официальным днём рождения областного театра кукол. 

Московское шоссе Энтузиастов зовётся так, конечно, не в честь первых костромских кукольников. Хотя в честь них запросто можно было бы и целую страну назвать, ведь в 1930-е эти шестеро создали не что-нибудь, а ещё одну маленькую страну сказки посреди огромной Страны Советов. И пусть у «маленькой страны» поначалу не было даже собственной территории (приходилось кочевать – из Дома пионеров в Дом учителя, из Дома учителя в кинотеатр «Орлёнок») и обитателей было – по пальцам пересчитать, огромная страна практически сразу же и безоговорочно признала её.

 Коллектив театра. 26 августа 1941 г.  Г. Развалов  Первые репетиции. 40-е года

Всего через десять лет после рождения, в 1946 году, Костромской театр кукол получает высочайшую оценку жюри Всероссийского смотра детских театров. А ещё десятилетие спустя, в 1957-м, на Всесоюзном фестивале детских театров, куда съезжается без малого девяносто восемь(!) профессиональных трупп, вообще производит фурор: с фестиваля костромские кукольники привозят двенадцать высших наград. Дипломами первой степени самого уважаемого театрального смотра страны отныне могут похвастать спектакли «Аленький цветочек» и «Золушка», а ещё режиссёр Антонина Скрипниченко, художник Валентина Лебедева и артисты Наталья Казакова, Галина Никифорова и Владимир Носков. И даже лично министр культуры СССР Николай Михайлов в своём приказе называет Костромской театр кукол «одним из наиболее интересно работающих».

Н. Казакова  Г. Никифорова Г. Маметьев

Правда, и до этих побед в истории Костромского театра кукол уже была одна победа. Одна Великая Победа: вместе со всей огромной страной обитатели сказочной «маленькой страны» приближали 9 мая 1945-го, как могли. Кто-то, как артисты Г. Лебедев и Н. Киселёв и художник В. Балахнин – с автоматом в руках, до последнего выстрела (все трое не вернулись с фронтов Великой Отечественной). А кто-то, как артисты Г. Аленушкин, Н. Чернышев, К. Туманова, З. Колтовская, Г. Егорова, З. Докторова, Л. Зеленая, баянист Ю. Сидоров, пианистка З. Седых и костюмер М. Маногина под «предводительством» режиссера Е. Брунели, художника Л. Мазуровой и директора В. Максимовой – с куклами в руках.

В. Носков  В.И. Лебедева - член Союза
 художников РСФСР
Л. Быкова

Ради хотя бы одной, а быть может, и сотен детских улыбок – только в первые военные осень и зиму, осень-зиму 1941-1942-го, артисты театра кукол выпустили три премьеры, дали восемьдесят пять спектаклей и подарили веру в чудо одиннадцати с половиной тысячам костромских малышей. И наверняка хотя бы нескольким десяткам мужчин, переживших страшное, вернули способность улыбаться: почти каждый день кукольники с телегами или санями, наполненными декорациями и реквизитом, пешком приходили в госпиталя. И играли спектакль за спектаклем, прекрасно зная, что после, весь вечер напролёт, ещё репетировать и репетировать.

Они, конечно, были энтузиастами – как и шестеро первых кукольников Костромы. Как и кукольники 1950-1960-х, в одночасье покорившие весь Союз. Как и кукольники последних трёх десятилетий XX века. Насколько бы в 1990-е ни было трудно материально, творчески артисты уже новой России год от года лишь богатели: под руководством главного режиссёра Вячеслава Бредиса они объездили несколько стран. В 1992-м Беларусь, в 1996-м Финляндия, в 1998-м Германия, а ещё Австрия, Польша... И везде (даже перевод не требовался!) полные залы и искренние аплодисменты. Взращённые Вячеславом Бредисом и, конечно, до сих вспоминающие те сказочные поездки артисты Людмила Макарова, Светлана Алфеева, Наталия Бобкова, Сергей Рябинин и Екатерина Соколова сегодня уже заслуженные. И, что не менее важно, по-прежнему играющие на костромской сцене. А значит, передающие свой бесценный опыт – опыт энтузиастов двадцатого века – энтузиастам уже века двадцать первого. В кукольники и сегодня приходят только те, кто не боится из ничего создавать маленькую страну Сказки – вопреки любым трудностям.

 Вячеслав Бредис

На счету сегодняшнего коллектива Костромского областного театра кукол участие в десятках всероссийских и международных фестивалей с самыми разными спектаклями – от экспериментальных постановок для взрослых до интерактивных проектов, адресованных двухлетним зрителям. И многочисленные победы (подробнее – в разделе «Фестивали»), самой яркой из которых стала победа спектакля «Медведь» по одноимённой пьесе Чехова, созданного на костромской сцене знаменитым режиссёром Владимиром Бирюковым и не менее знаменитым художником Виктором Никоненко. Поставленная в 2009 году при поддержке Министерства культуры России и творческого объединения «Культ-Проект», эта «шутка в куклах о любви» уже в 2011 году становится лауреатом Высшей национальной театральной премии России «Золотая маска» в номинации «Лучший спектакль в театре кукол». И открывает новую страницу в истории Костромского областного театра кукол – театра, взаимодействующего с интереснейшими режиссёрами и художниками современности, не боящегося экспериментов и активно включённого в фестивальное пространство страны.  

   

Также в этом разделе: