Люди театра

Антонина Скрипниченко – одна из основательниц Костромского областного театра кукол и его первый главный режиссёр. Ещё до войны поступив на работу в театр актрисой, всего через несколько лет Антонина Григорьевна становится бессменным – на три десятилетия, вплоть до 1970 года – постановщиком кукольных спектаклей в Костроме. Именно при ней о Костромском театре кукол впервые узнаёт вся страна: в 1957 году на Всесоюзном фестивале детских театров спектакли Скрипниченко «Аленький цветочек» и «Золушка» удостаиваются дипломов I степени. По две такие же – высшей степени – награды получают и сама Антонина Скрипниченко, и художник Валентина Лебедева, и артисты Надежда Казакова, Галина Никифорова и Владимир Носков. А ещё спустя пять лет, в 1962-м, «Сказка о потерянном времени» становится дипломантом II степени на Всероссийском смотре театров для детей. Впрочем, даже столь высокие достижения не могли сподвигнуть Антонину Григорьевну почивать на лаврах – посвятив служению Костромскому областному театру кукол тридцать три года, она всегда оставалась режиссёром сомневающимся и неуспокоенным, а значит, ищущим.  

Валентина Лебедева – с 1954-го и на протяжении последующих двадцати лет главный художник Костромского областного театра кукол. Девочка из обыкновенной рабочей семьи, родившаяся через три года после Октябрьской революции, вряд ли думала, что увлечение рисованием и лепкой перерастёт для неё в дело всей жизни – по окончании художественного училища Валентина Игнатьевна становится главным художником Костромского театра кукол. И за два десятилетия служения этому театру создаёт более двухсот спектаклей, многие из которых получают признание профессионального сообщества. «Золушка» и «Аленький цветочек» (так же, как и их художник-постановщик Валентина Лебедева) в 1957 году удостоены дипломов I степени Всесоюзного фестиваля детских театров. А на фестивале 1967 года, посвящённом 50-летию советской власти, Валентина Лебедева получает Серебряный диплом за работу над спектаклем «Морозко». Куклы, созданные Валентиной Игнатьевной, неоднократно экспонировались на различных выставках в России и за рубежом. И до сих пор, как сувениры из нашей страны, они украшают музеи Франции, Чехии, Болгарии, а кукла Лебедевой Купеческая дочь, разменявшая пятый десяток, является старейшей театральной куклой региона и внесена в «Книгу рекордов Костромской области».   

Вячеслав Бредис – заслуженный артист России, главный режиссёр Костромского областного театра кукол с 1986 по 2009 годы. Ещё мальчишкой зачитывался книгой «Моя профессия» легендарного кукольника Сергея Образцова и утверждал: «Буду вторым Лемешевым!», а потому совсем неудивительно, что по окончании школы в 1957 году пришёл прямиком в театр – и остался в нём навсегда. Потом была учёба на отделении драматургии Литературного института имени Горького, занятия в режиссёрской лаборатории заслуженного деятеля искусств России Юрия Елисеева и стажировка в Центральном театре кукол имени Образцова... А ещё триста сыгранных на костромских подмостках ролей, сто поставленных здесь спектаклей, двадцать лично написанных пьес и несколько изданных сборников стихов. Главного режиссёра Костромского театра кукол любили не только свои артисты и зрители, но и артисты и зрители других городов и даже стран – спектакли Бредиса с успехом показывались на фестивалях в России, Белоруссии и Финляндии, гастролировали в Финляндии, Австрии и Германии. За большие творческие заслуги Вячеслав Августович награждён муниципальной премией имени академика Д. С. Лихачёва и занесён в энциклопедию «Лучшие люди России», удостоен звания заслуженного артиста России и – неоднократно – областной премии в сфере театрального искусства имени А. Н. Островского. Но, пожалуй, главная награда для любого режиссёра – когда его спектакли идут. Сегодня на сцене Костромского областного театра кукол по-прежнему идут тридцать спектаклей Вячеслава Августовича. Кроме того, ежегодно самым достойным сотрудникам театра вручается премия имени Вячеслава Бредиса, получить которую считается особой честью.

Также в этом разделе: