Касса:­ (4942) 31-20-29

Алексей Уставщиков

Родился в 1971 году в городе Екатеринбурге (Свердловске). Закончил ЕГТИ по специальности "Актёр драматического театра и кино"; 1993 г.; курс А. В. Петрова. С 1993 г. по 2000 г. работал актёром в театрах Кирова, Калининграда, Екатеринбурга. В 2000 г. ушёл из актёрской профессии. В том же 2000 году переехал в г. Санкт - Петербург, где продолжил работу в театре-фестиваль "Балтийский дом" в качестве драматурга. В 2006 году поступил в СПбГАТИ; специальность "Режиссёр театра кукол"; курс Т.Р. и А.Я. Стависских.

Автор пьес: "Дорогу идущим" (Екатеринбургский Академический театр драмы; 2000 г.), "Урок первый. Воскресенье" (г. Санкт-Петербург; театр-фестиваль "Балтийский дом"; режиссёр - А. Праудин; 2001 г.; спектакль участник 11-го международного фестиваля "Балтийский дом"), "Королевство Солнца" (пьеса приобретена Екатеринбургским Академическим театром драмы; 1997 г.; спектакль по этой пьесе участник 2-го международного детского кинофестиваля "Юнифильм" (г. Санкт-Петербург)), "Сказка Маленького Мука" (г. Нягань; Музыкальный театр; 1999 г.), "Завтра будет всё не так" (г. Екатеринбург; Детский театр им. Л. К. Диковского; 1998 г.) и др..
Информация взята на сайте “Сетевая словесность”
 

Интервью для газеты “Костромские ведомости”

 Гость города                                                                                                                            

Режиссер Алексей Уставщиков: Из ничего вдруг рождается чудо, и начинаешь верить кукле

Режиссер из Санкт-Петербурга Алексей УСТАВЩИКОВ в разговоре эмоционален и открыт. Он сам пишет пьесы и ставит по ним спектакли, которые идут в театрах разных городов России, а также в Польше. Взрослые, детские – они никого не оставляют равнодушными. В Кострому Алексей Уставщиков привез знаменитых «Бременских музыкантов», но рассказал о них свою историю.

           Радостно ходить на репетиции

- Алексей, правда, что в Костроме вы работаете семейным подрядом?

- Да. Моя супруга – художник-постановщик Анастасия Кардаш поставила вместе с главным режиссером театра кукол Михаилом Юрьевичем Логиновым два спектакля в Костроме. Потом у руководства театра родилась идея пригласить нас парой. И над новым спектаклем мы работаем вместе.

- Как вам в Костромском театре кукол?

- Очень нравится, мне радостно ходить сюда на репетиции. Хотя поначалу я боялся сюда ехать, как, наверное, в любой новый театр. Я очень рад, что здесь есть такой директор, как Людмила Александровна Шарова. И режиссер Михаил Юрьевич Логинов, который в моём понимании действительно главный режиссёр и может взрастить театр.

- Почему именно «Бременских музыкантов» выбрали для постановки в нашем городе?

- Изначально обговаривался вариант спектакля подвижного, игрового, эстрадного, где есть и живой план, и кукла. Так и возникла идея поставить «Бременских музыкантов». Работа над спектаклем шла год, я до сих пор не знаю, чем дело кончится, и в этом есть очень серьезный нерв.

- У многих, наверняка, в памяти остался советский музыкальный мультфильм, вам лично это не мешало писать свою пьесу?

- Была определенная сложность. Но в том мультипликационном фильме антураж романтический и во всех смыслах революционный. Например, Принцесса в коротком платье, Трубадур - с электрогитарой. Мне хотелось сделать историю по той народной сказке, которую записали когда-то братья Гримм.

                «Муж декабристки»

- Насколько я знаю, вы были актером театра драмы. Почему сменили специальность?

- Я с десяти лет был актером, играл в ТЮЗе города Екатеринбурга, получал за это зарплату. В 29-ть лет театр драмы мне стал скучен, пропал интерес к профессии. В то время Анастасия Михайловна (Кардаш, супруга Алексея Уставщикова – авт.), поступила в Санкт-Петербургскую академию к Валентине Ховралевой, и я, как «муж декабристки», поехал за ней. Работал в театре «Балтийский дом» драматургом. Пока жена училась делать кукол, мы придумывали спектакли, и так я был спасен. У меня словно открылось второе дыхание. Я поступил в Санкт-Петербургскую академию к Тамаре Рахматулаевне и Александру Яновичу Стависским, окончил их курс, и вернулся в театр уже в качестве режиссера театра кукол.

- Не боитесь, что вам однажды и это может наскучить?

- Такое может быть, но я этого не боюсь.

- Чем, на ваш взгляд, театр кукол отличается от театра драмы?

- По моим личным ощущениям, театр кукол сложнее. Существует мнение, что актер театра кукол слабее драматического актера. Это неправда. Настоящий кукольник-профессионал – это, прежде всего, очень хороший драматический актер. Сергей Гармаш, Зиновий Гердт, Валерий Гаркалин – все изначально были актерами театра кукол. Ты работаешь с куклой иногда вслепую, ты должен знать за нее все, более того, попадать голосом в образ куклы. Это очень сложно.

- Как вы относитесь к мнению, что театр кукол для детей?

- Это идет еще с советского времени, когда нужно было делать кассу, и заодно занять публику младшего и среднего возраста. С тех пор ходить в театр кукол прекращают в восемь-десять лет, максимум - в двенадцать. На самом деле, он еще с античных времен был предназначен для взрослых.

- Есть «кукольные» спектакли, которые вас поразили, может быть, стали для вас откровением?

- В детстве был спектакль «Необыкновенный концерт». Став старше, посмотрел «Невский проспект» Руслана Кудашова и его же «Холстомера» в Брестском театре кукол. Они сделаны по принципу, когда из ничего вдруг рождается чудо, и начинаешь верить кукле. К этому лично я очень стремлюсь в своих спектаклях.

            Важно оставаться ребенком

- Как вы драматургом стали?

- Писать я начал давно, раньше были рассказы, стихи. Но потом я понял, что мне скучно описывать природу. Гораздо интересней человеческие взаимоотношения, диалогом выписывать историю. Так в моей жизни появилась драматургия.

- Как бы вы оценили современную драматургию?

- Если честно отвечу, многие драматурги обидятся. Я знаю хорошие пьесы серьезных драматургов, которые лежат на полках и их не ставят. Один директор театра меня спросил как-то: «А у вас получится?».  Поскольку, в связи с определенными политическими обстоятельствами, у нас экономическое развитие страны идет рывками, директора, продюсеры очень осторожны во вложении денег. Хотелось бы больше хороших пьес для театра юного зрителя.

- Бывает у вас, что во время работы над спектаклем первоначальный замысел изменяется?

- Да. Иногда сносишь полдекорации, так что художник потом плачет. Или композитор, например, пишет 16-ть номеров, а ты слушаешь в наушниках, вроде все хорошо, включаешь в зале – не идет. И ты все 16-ть номеров, год работы композитора, выбрасываешь в корзину. Поэтому я обычно предпочитаю работать в команде с художником Анастасией Кардаш и с композитором Артемом Алендеевым.

- Говорят, что актер театра кукол должен всегда в душе оставаться немного ребенком. А режиссер?

- Конечно! Это касается всех. Режиссер от актера ничем не отличается, кроме того, что он должен «нарисовать» спектакль и ответить за качество продукта.

- Как вы понимаете, что спектакль удался?

- Точно не потому, что зритель кричит «браво». Спектакль удался, если я его сам себе сдал - все паззлы сошлись, мозаика сложилась, я это увидел и получил удовольствие. В этом и есть главный смысл моей работы.

                                     Екатерина МАЙ.  

Участие в спектаклях